Как правило, первое, что говорит директор по маркетингу о построении своей команды во время собеседования — что он хочет наладить в компании аналитическую функцию. Ему нужен фундамент, на котором будет строиться его работа, и не его интуиция, или экспертное мнение будут основными критериями принятия решения, а аналитические данные, исследования и только потом уже его экспертиза и стратегическое видение. При таком видении функций отдела маркетинга в компании мы можем говорить о том, что ему нужен аналитик или руководитель аналитического отдела. Для этой профессии есть различие в том, в какой области работает данный сотрудник. Если это направление
Какая основная цель аналитика отдела маркетинга? Основная цель аналитика отдела маркетинга — это обеспечение информацией о внешней среде, в которой работает компания, и проведение внутреннего анализа продаж. То есть с появлением этого сотрудника собственник или директор по маркетингу получает «дорожную карту», на которой видны действия конкурентов, анализ их стратегий, а также тренды и тенденции рынка. Благодаря этому вы детально видите и понимаете потребности клиентов, потребителей. На основании этих данных вы можете осуществлять свои стратегические и тактические шаги на рынке, планировать продажи и продвижение. Вашего аналитика можно сравнить с компасом, с которым вы постоянно сверяете положение на рынке и свое направление. Давайте детально разберем задачи, которые должен решать аналитик по маркетингу. С Стратегические задачи:
Анализ положения компании на рынке, брендов компании и конкурентов на основании данных аудита или открытых источников. Изучение рыночных тенденций, прогнозирование развития рынка, прогнозирование позиций компании. Подготовка аналитических отчетов, презентаций и рекомендаций на основе имеющихся данных. Участие в стратегическом планировании и разработке маркетинговых стратегий отдельных направлений бизнеса или компании. Т Тактические задачи:
Анализ внутренних данных о динамике продаж (обработка данных,
Навыки, которыми должен владеть аналитик. Мы перечислим основные навыки, которые требуются сотруднику на данной должности. Перечень составлен исходя из нашего опыта подбора сотрудника и взаимодействия с директорами по маркетингу и собственниками.
1 Аналитический склад ума — умение понимать
2
3 Презентационные навыки — этот навык важен, потому что аналитик не делает работу сам для себя, его это работа, как правило, нужна другим для дальнейших решений и действий, поэтому очень важно правильно составить презентацию, донести свои мысли до других, убедить в их правильности.
4 Финансовые знания — владение финансовыми методами формирования условий для клиентов (расчет прибыли, компенсаций, скидок). Знания методов расчета ценообразования по продуктам, а также анализа финансовых показателей по
5 Стратегическое мышление — этот навык позволяет аналитику не только анализировать данные, но и долгосрочно их планировать, понимать, что и как нужно делать сейчас, чтобы достичь определенных целей в будущем. Это умение замечать тенденции и действовать в соответствии с ними, определять последовательность действий, расставлять приоритеты, обладать гибкостью в мышлении и действиях ради достижения целей.
6 Владение современными технологиями работы с большими массивами данных (элементы ETL, навык написание SSIS пакетов, построение аналитических кубов SSAS, написание отчетов в SSRS). К сожалению, хорошему аналитику недостаточно знать просто Excel; скорее подойдет формулировка «продвинутый пользовать Excel», потому что важно умение владеть и сводными таблицами, и другими возможностями Excel. От этого зависит скорость работы аналитика и его эффективность. Некоторые наши клиенты просят желательный опыт работы с программным обеспечением по моделированию (Deductor,
7 Владение технологиями исследований — опыт и знания реализации различных видов количественных и качественных маркетинговых исследований, как заказных, так и реализованных силами отдела исследований, внутри компании.
8 Знание основ маркетинга — важно знать и владеть методами изучения конкурентов, конъюнктуры рынка, анализа ассортиментного портфеля, методами исследования потребителей, ценообразования для продуктов, а также стратегиями формирования цен для каналов распределения.