Фейсинг

Фейсинг (фэйсингfacing) в мерчандайзинге — процесс, задача по выкладке на полке товарных единиц продукции (фейсов), видимых и доступных покупателю в магазинах самообслуживания с полочной выкладкой продукции. Количество фейсов на полке играет роль некоторой условной единицы измерения полочного пространства. Если ассортимент (количество SKU) будет превышать количество фейсов, то у магазина не будет возможности выставить весь ассортимент на месте продажи. Если количество фейсов определенного SKU будет недостаточно, то итогом будет снижение оборачиваемости данной SKU.

Цель фейсинга — обеспечение равномерного убывания товара с места продажи и обеспечение близкой к 100 % вероятности того, что каждый покупатель уйдет с покупкой именно Вашей SKU. 

Основные задачи фейсинга в мерчандайзинге:

  • удержание внимания покупателей к марке, конкретному SKU;

  • удержания полочного пространства, закрепление SKU на конкретной полке

Удержание внимания покупателей к SKU за счет больльшего количества фейсов - лиц (этикеток, упаковок) товара - задача по фейсингу, стоящая перед мерчандайзером в магазинах самообслуживания, где покупатель остается один на один с товарами на полках. В практике мерчандайзинга SKU должен занимать такое место полочного пространства, какой она занимает в доле продаж  всего товара, чтобы все покупатели находили нужный товар в любой момент присутствия в магазине. Переизбыток SKU на полке неизменно грозит снижением доходности с полки, а недостаток SKU на полке повлечет также снижение дохода, но по причине того, что покупатель может не заметить лицо (Фейс) необходимого ему товара (см. расфокуссировка сознания. Ф.Котлер).

Может показаться, что чем больше количество фесов определеного SKU стоит на полке - тем лучше и для марки и для магазина. Однако, человек может воспринимать информацию  в секторе 30 градусов от точки фокусировки взгляда. Этот эффект описывается как "туннельное зрение". Это учитывается при раскладке товаров. Внутри этого сектора выкладка большого числа фейсов SKU приносит эффект. Но чем дальше выкладка будет выходить за пределы зоны восприятия, тем меньше эффекта будет приносить каждый дополнительный фейс. Кстати, есть эмпирическое правило об оптимальном количестве фейсингов на полке. Каждое ппоследующее увеличении количества фейсингов одного SKU увеличивает его продажи в следующей пропорции:

  • 1 фейсинг – 100%

  • 2 фейсинга – 123%

  • 3 фейсинга – 144%

  • 4 фейсинга – 161%

  • 5 фейсингов - и т.д.

На практике, оптимальное количество фейсингов (этикеток, упаковок) одного продукта – от 2 до 4. Дальнейшее увеличение количества фейсингов влияет на продажи не существенно.

Удержание полочного пространства через количества единиц продукции стоящих рядом на полке задача фейсинга. Как писал выше, если фейсинг Вашего SKU правильный и Вы занимаете на полне большое количество пространства, то, скорее всего, Вы занимаете часть пространства полки принадлежащее конкурентной SKU. Тем самым большее количество фейсов, при зачастую ограниченном полочном пространстве магазинов, удерживает полку от присутствия на ней незначиых торговых марок, и (или) марок конкурентов.

Правильный фейсинг марки использует следующий принцип: фейсов приоритетных позиций должно быть больше (фейсинг больше), чем фейсинг основных и дополнительных. Это позволит товару равномерно уходить с полки, и снижает трудозатраты продавцов и мерчандайзеров на поддержание выкладки.

Для удержания полочного пространства для собственных фейсов SKU используются различные способы и ухищрения. Например негласной задачей мерчандайзера в ритейле (при попустительстве администрвации магазина) является устарнение с полки части фейсов конкурентных SKU (ухудшение фейсинга конкурентов). В качестве инструментального средства удержания полки используются диспенсеры, дозаторы и шелфтокеры (кстати, так и переводится: держатель полки).

Ну и понятно, что теперь стоит почитать в словаре маркетолога, что же такое SKU, если Вы не сделали этого раньше.

Делитесь нашими материалами с друзьями!

 

 

Заказать разработку сайта