Видение (vision) – восприятие чего-либо с помощью зрения. Наличие видения – прямая противоположность узкому взгляду и неустремленности к чему-либо.
Видение фирмы — образ будущего фирмы, спецификация основных целей фирмы исходя из потребностей клиентов, развития общего уровня бизнеса в отрасли, на рынке и на основе объективной оценки текущего состояния фирмы.
Основа видения – цели, которые компания ставит перед собой, чтобы перейти в желаемое состояние. Например, «стать первой компанией в отрасли» — это видение.
Стратегическое видение должно выражать сверхзадачу, чтобы ощущать себя не исполнителями работы, а творцами. Учитывая, что видение, как правило, вырабатывается на длительный срок (5–10 лет и более), то необходимо принимать во внимание развитие ситуации, технического прогресса, общественных и коммерческих отношений.
Видение — это мечта, это представление собственников и топ-менеджеров о компании в будущем. Это привлекательный образ компании в будущем, идеал или мечта, который компания стремится осуществить. Из видения компании должны формироваться предварительные цели компании. Видение вносит ясность в представления о целях и направлении движения компании, создает перспективу, придает смысл и значение повседневной деятельности, подвигает персонал к действию. Видение — это как можно более полное описание будущего состояния компании, которое должно формироваться итерационно и коллективно, с участием собственников, руководителей и ведущих специалистов.
Необходимо различать две составляющие видения:
- то, как вы будете выглядеть через время;
- то, что вы сможете сделать за это время.
Видение должно быть оправданным, должно подкрепляться анализом тенденций, демографических данных, стилей жизни, законодательства и технологических достижений – иметь прочный фундамент. По сути, выработка видения компании является результатом менеджмента, предполагающего:
- анализ того, что понадобится потребителю;
- оценки способности компания удовлетворить данную потребность;
- определения предполагаемой прибыли, которую компания сможе получить, удовлетворив потребность покупателей.
- анализ возможных рисков, помешающих получению прибыли, в том числе и от действия конкурентов.
И все же, видение – не набор целей. Создание видения не имеет ничего общего со сбором информации. Видение, скорее, – это целенаправленная фантазия. Если вы хотите, чтобы видение вдохновляло, оно должно отражать глубокое понимание рынка, компании и торговой марки и проецирование их в будущее. Поэтому, видение – это формирующая сила развития, должно быть одновременно разумным и амбициозным.
Базисы видения компании. На чем следует базировать видение?
- на видении продукта;
- на видении торговой марки;
- видении компании.
Видение продукта – переопределяются характеристики продукта или товарная категория представляется в новом свете;
Видение марки – за отправную точку берется позиционирование марки и полагается укреплении ее позиции, либо ее специализация, либо придается новый смысл ее существовапнию;
Видение компании – за отправную точку берется специализация (компетенция) и определяется в будущенм мастерство компании и ее роль.