Термин «brand» (бренд, брэнд) и понятие «trademark» (торговая марка) в английском языке имеет тождественные понятия. Торговая марка в литературе по маркетингу появилась как один из вариантов перевода «brand» на русский язык. С этой точки зрения правомерность поиска сходства и различия смысла, вкладываемого в данные понятия, сравнения различных вариантов перевода одного и того же термина, у меня вызывает сомнение. Анализ публикаций по маркетингу, позволил нам выделить следующие варианты перевода и трактовки изучаемого понятия применительно к продукту (услуге):
1. Торговая марка — синоним брэнд, иногда как синоним товарного знака. Эта трактовка вытекают из определения данных понятий, приведенного выше. Брэнд и марка, если обращаться к английскому языку, — синонимы. Оба слова означают, прежде всего, отличительный знак.
2. Торговая марка — популярная, хорошо известная бренд. В течение первых нескольких лет около 80 — 90% продуктов, впервые появившихся на рынке, исчезают из продажи, так как покупатель не совсем понял, зачем они были нужны.
3. Торговая марка — как источник добавленной ценности, помимо той, которую дает продукт как таковой (когда имеются ввиду только его потребительские свойства).
4. Брэнд (торговая марка) — символ торговой марки, сумма всех ментальных связей, которые образуются между покупателями и владельцами брэнда.
Можно сделать вывод, что термин «торговая марка» («марка продукта»), характеризуемая ранее приведенным определением, является более однозначным понятием. Его можно рекомендовать к использованию в учебной литературе, в публикациях, в которых специально не оговаривается, какой смысл вкладывается в понятие «брэнд». К тому же термин «торговая марка» применяется в отечественной литературе многие десятилетия. Используя термин «марка», легче рассматривать такие ее разновидности, как марка производителя, частная марка (оптовых или розничных фирм); марка или ее часть, защищенная юридически, или товарный знак.
Торговая марка, как термин, существует в российском маркетинге и в русском языке достаточно давно и был зафиксирован в законодательстве еще в 1936 г. Под торговой маркой в то время понимался особый знак