Пропаганда (пропагандистская реклама) — реклама, используемая для оказания поддержки какому-либо мнению относительно важной для общества и спорной общественной проблемы.
Термин пропаганда происходит от латинского «учение, подлежащее распространению». Термин пропагандистская реклама происходит от английских слов "advocacy advertising".
Цель пропагандистской рекламы — популяризацией специфических или общего характера взглядов, фактов, аргументов и других сведений, среди целевой аудитории.
Пропаганда используется государственными органами, политическими партиями, общественными деятелями, средствами массовой информации, группами потребителей или конкурирующими организациями.
Отличие пропаганды от рекламы в решаемой задаче: пропаганда решает задачи пропагандиста, реклама – задачи потребителя.
Реклама, в первую очередь, информирует и помогает совершить тот или иной выбор, сделать то или иное действие, в случае, если перед покупателем стоит такой выбор.
Пропагандистская реклама – преподнесение информации о фактах, оформленной в нужном автору ключе, с использованием всевозможных психологических технологий воздействия на потребителей.
Теоретик пропаганды Л. Марголин, отмечает: привить потребителю мысль, что он должен жевать только определенный вид жевательной резинки или пользоваться автомобилем только определенной марки – это пропагандистская реклама, не слишком отличающаяся от той пропаганды, которая направлена на то, чтобы «продать» солдатам или населению враждебного государства идею капитуляции вместе с доказательствами безвыходности их положения.
Примеры пропагандистской рекламы.
1). В 60-е гг. XX века, частное лицо купило в газете New York Times две страницы рекламной газетной площади для того, чтобы предложить свой мирный план окончания войны во Вьетнаме.
2). В 1974 г. XX века компания Mobil Oil Company начала пропагандистскую рекламную кампанию в поддержку добычи нефти в открытом море с целью преодоления существовавшего в то время энергетического кризиса. Телекомпания NBC поддержала эту кампанию, a ABC и СВЗ не поддержали из-за спорного характера поднимаемой проблемы. Тогда компания Mobil Oil Company выпустила полностраничную печатную рекламу с изображениями (visual) и текстом телевизионной рекламы.