Обязанности (функционал) продакт-менеджера в разных компаниях

 
 

Продакт-менеджер — одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий. Подобрать грамотного продакта — задача непростая. Несмотря на стандартизованные методы, которые менеджеры используют при разработке новых продуктов и улучшении существующих, задачи, которые выполняет продакт-менеджер, зависят от того, кто является потребителем (заказчиком) данного продукта, продукт уже существует или создается с нуля, а также области, в которой работает компания и продакт-менеджер.

Давайте попробуем в этом разобраться и рассмотрим разный функционал (обязанности) продакт-менеджера.

Продакт-менеджер по разработке нового продукта или улучшению продуктов внутри компании. Пример — компания Яндекс разрабатывает сервис для внутреннего пользования сотрудниками.
Заказчиками являются сотрудники компании, и главная цель — за счет новых продуктов обеспечить оптимизацию процессов. Из основных задач такого продакт-менеджера можно обозначить:
Анализ потребностей внутренних пользователей, поиск инсайтов, проверка продуктовых гипотез, положительно влияющих на внутренние метрики продукта. Формирование функциональных и продуктовых требований к развитию продукта: оптимизация существующих фичей и запуск новых, UI/UX — проектирование интерфейсов для новых/развития существующих фичей. Формирование roadmap (краткосрочный или долгосрочный план выпуска какого-либо продукта).Курирование процесса разработки и отслеживание сроков, управление распределенной командой совместно с Project manager или Team lead(тимлид). Мы видим отличие от функций продакт-менеджера, который запускает продукты на внешний рынок. У продакта для внутреннего рынка в чистом виде маркетинговых задач по продукту нет: заказчиком являются, как правило, разные департаменты, поэтому здесь задача звучит более четко и системно, нет большого количества гипотез, которые необходимо тестировать на конечных потребителях или проводить исследования. Требования к продукту, как правило, пишутся в виде технического задания, а не user story. Ну и задачи на разработчиков обычно решаются в связке с project или через team lead (тим-лида), а не напрямую. Обычно работа идет с кросс-функциональными командами компании, подбор команды только под выполнение таких проектов осуществляется редко. Продакт-менеджер создает совместный продукт между двумя IT-компаниями; пример: Тинькофф банк и Wildberries решили выпустить на рынок совместный продукт. Здесь стейкхолдерами являются 2 компании. К основным задачам такого продакт-менеджера можно отнести:
Определение стратегии развития продукта и тактики роста бизнеса по CPO, CAC, LTV, то есть ответственность за юнит-экономику (unit economics) запускаемых проектов в компонентах и в продукте в целом. Руководство командой проекта. Отличие в том, что продакт-менеджер должен достаточно быстро прорабатывать гипотезы, замерять и вносить изменения. Если компании крупные, то, как правило, гипотезы могут отрабатываться с помощью внедрения подхода Growth hacking Team (выдвижение множества гипотез с возможностью быстрой проверки).
Также у продакта могут появляться задачи по подготовке продукта к продвижению, подготовке данных для performance маркетинга и т. д.
Продакт-менеджер на существующий продукт для рынка в2с. Если продукт существует, то основная задача продакт-менеджера — реализация дополнительных productivity фичей в продукте, а также улучшение показателей продукта. Для этого продакт больше взаимодействует с потребителями продукта, проводит исследования, интервью с пользователями, проводит A/B эксперименты, осуществляет анализ данных, анализ конкурентов, корректирует стратегию развития продукта, согласует с интересами стейкхолдеров. Осуществляет работу с продуктовой командой, прорабатывает дашборды для фич, осуществляет контроль за реализацией проектов. Продакт-менеджер создает новый продукт на внешний рынок, в2с. Основными задачами для продакт-менеджера, при разработке новых продуктов для рынка в2с является стратегическое видение продукта, который он создает. Для этого он проводит исследование аудитории, обозначает проблемы клиентов, пишет user story (пользовательские истории) для команды разработчиков, создает MVP-minimum viable product (минимально жизнеспособный продукт), проводит тестирование. Продакт управляет командой по проекту как со стороны маркетинговых (бизнес) задач, так и со стороны разработчиков, а также достигает показателей по данному продукту. В этом и есть отличие от задач, других рассмотренных выше продуктолов — совмещение знаний маркетинга и разработки. Детально мы уже разбирали его функции и задачи. Читать в статье: Кто такой продакт-менеджер. Задачи продакт-менеджера. Мы видим, что в IT-компаниях функционал и роль продакт-менеджера широка, детали задач зависят от сферы компаний, стадии развития рынка, стадии развития продукта, от этого и уровень знаний и опыта сотрудника тоже будет меняться. Поэтому при оформлении вакансии ответьте себе на следующие вопросы:
внутренний или внешний продукт; разработка нового или улучшение старого продукта;какие показатели улучшать, на какие показатели выходить на новом продукте. Таким образом вы более детально сформируете требования к опыту кандидата и сможете грамотно составить вакансию, осуществлять поиск и получить как можно больше релевантных откликов.

3D-печать5GABC-анализAndroidAppleAppStoreAsusCall-центрChatGPTCRMDellDNSDrupalExcelFacebookFMCGGoogleHuaweiInstagramiPhoneLinkedInLinuxMagentoMicrosoftNvidiaOpenCartPlayStationPOS материалPPC-специалистRuTubeSamsungSEO-услугиSMMSnapchatSonyStarlinkTikTokTwitterUbuntuUp-saleViasatVPNWhatsAppWindowsWordPressXiaomiYouTubeZoomАвдеевкаАктивные продажиАкцияАлександровск ЛНРАлмазнаяАлчевскАмвросиевкаАнализ конкурентовАнализ продажАнтимерчандайзингАнтрацитАртемовскАртемовск ЛНРАссортиментная политикаБелгородБелицкоеБелозерскоеБердянскБизнес-идеи (стартапы)БрендБрянкаБукингВахрушевоВендорВидеоВикипедияВирусная рекламаВирусный маркетингВладивостокВнутренние продажиВнутренний маркетингВолгоградВолновахаВоронежГорловкаГорнякГорскоеДебальцевоДебиторкаДебиторская задолженностьДезинтермедитацияДзержинскДивизионная система управленияДизайнДимитровДирект-маркетингДисконтДистрибьюторДистрибьюцияДобропольеДокучаевскДоменДружковкаЕкатеринбургЕнакиевоЖдановкаЗапорожьеЗимогорьеЗолотоеЗоринскЗугрэсИжевскИловайскИрминоКазаньКалининградКировскКировскоеКомсомольскоеКонстантиновкаКонтент-маркетингКонтент-планКопирайтингКраматорскКрасноармейскКрасногоровкаКраснодарКраснодонКраснопартизанскКрасный ЛиманКрасный ЛучКременнаяКураховоКурскЛисичанскЛуганскЛутугиноМакеевкаМариупольМаркетингМаркетинговая информацияМаркетинговые исследованияМаркетинговый каналМаркетинг услугМаркетологМарьинкаМедиаМелекиноМелитопольМенеджментМерчандайзерМерчандайзингМиусинскМолодогвардейскМоскваМоспиноНижний НовгородНиколаевНиколаевкаНишевой маркетингНовоазовскНовогродовкаНоводружескНовосибирскНумерическая дистрибьюцияОдессаОмскОтдел маркетингаПартизанский маркетингПервомайскПеревальскПетровскоеПлата за кликПоисковая оптимизацияПопаснаяПравило ПаретоПривольеПрогнозирование продажПродвижение сайтов в ДонецкеПроизводство видеоПромоПромоушнПрямой маркетингРабота для маркетологаРабота для студентаРазработка приложенийРаспродажаРегиональные продажиРекламаРеклама на асфальтеРемаркетингРетро-бонусРибейтРитейлРовенькиРодинскоеРостов-на-ДонуРубежноеСамараСанкт-ПетербургСаратовСватовоСвердловскСветлодарскСвятогорскСевастопольСеверодонецкСеверскСедовоСейлз промоушнСелидовоСимферопольСинергияСколковоСлавянскСнежноеСоздание сайтов в ДонецкеСоледарСоциальные сетиСочиСтаробельскСтаробешевоСтахановСтимулирование сбытаСуходольскСчастьеТелемаркетингТельмановоТираспольТорговый представительТорезТрейд маркетингТрейд промоушнТюменьУглегорскУгледарУкраинскХабаровскХарцызскХерсонХостингЦелевая аудиторияЦифровой маркетингЧасов ЯрЧелябинскШахтерскЮжно-СахалинскЮнокоммунаровскЯндексЯсиноватая