Оборачиваемость запасов

 
 

Оборачиваемость запасов (inventory turnover) — показатель обновляемости запасов сырья, материалов и готовой продукции  в течение расчетного периода.

Применительно к готовой продукции на складе, оборачиваемость товарных запасов показывает скорость, с которой товарные запасы производятся и отпускаются со склада. Оборачиваемость товарных запасов — показатель, характеризующий эффективность взаимодействия службы закупок и службы продаж.

Низкая оборачиваемость запасов является плохим показателем финансово-хозяйственной деятельности компании, указывающая на избыточность запасов и (или) плохие продажи. Напротив, высокая оборачиваемость складских запасов характеризует подвижность средств компании: чем быстрее обновляются запасы, тем быстрее оборачиваются денежные средства, вложенные в запасы, возвращаются в форме выручки от реализации готовой продукции, чем выше оборачиваемость — тем лучше для компании. Малые же запасы заставляют компанию балансировать на грани дефицита, что неизбежно приводит к потере покупателей и неоправданно высоким расходам на оперативное пополнение запасов: компания вынуждена завозить товары достаточно.

Таким образом оптимальность запасов является обязательным для хозяйственной деятельности компании, а оборачиваемость запасов — показатель, который необходимо постоянно мониторить.

Для контроля оборачиваемости запасов необходимо оперировать тремя показателями:

  • средний товарный запас за период, то есть сколько у нас товаров лежит на складе, например, за месяц;
  • период (месяц, год, неделя — для скоропортящихся товаров);
  • товарооборот за данный период (в ценах складского учета).

Средний товарный запас за период — среднее значение запасов за период (среднегодовое, среднемесячного), определяется как сумма на начало и на конец периода, деленная пополам, хотя возможно и более детальное рассмотрение их изменений в течение периода, например, в отношении месяца: 
  
ТЗср = (Тз1/2 + Тз2 + Тз3 + ТзN/2) / N-1 

Где: 

ТЗср — средние запасы за период 
Тp1 - ТpN — запасы на определенную дату (к примеру: 1 число, 10 число месяца и т.д.); 
N - количество точек съема складских запасов (количество дат в периоде).

Обращаю внимание, что в этом случае, при расчете среднего товарного запаса используется формула среднего хронологического, а не среднего арифрметимческого.

Когда говорят об оборачиваемости запасов, могут подразумевать следующие показателя оборачиваемости запасов:

  • коэффициент оборачиваемости запасов;
  • оборачиваемость запасов в днях;
  • оборачиваемость запасов в разах;

Коэффициент оборачиваемости запасов (inventory turnover ratio) — финансовый показатель "западной" учетной системы, рассчитываемый как отношение себестоимости проданных товаров к средней  величине запасов за период. Оборачиваемость запасов рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции или расхода запасов за период к среднему за период объему запасов на складе;

IT =  себестоимости проданных товаров / Средние запасы;


Оборачиваемость запасов в днях показывает, сколько дней нужно для продажи среднего складского запаса. Она вычисляется по формуле: 
  
Об дн = Средний товарный запас * кол-во дней / Товарооборот за этот период


Оборачиваемость в разах говорит, сколько раз за период товар «обернулся», продался и запас  вновь пополнился на складе. Вычисляется по формулам: 
  
Об раз = Себестоимости проданных товаров  / Средний товарный запас за период

Обращаю внимание: в различных источниках можно встретить вместо себестоимости товаров, такие показатели, как: выручка, товарооборот за период и проч. Стоит понимать, что когда речь ведется об оборачиваемости готовой продукции на складе, то при расчете необходимо принимать то, что товар необходимо учитывать в складских ценах (ценах складского учета), а не в продажных ценах (по средне-взвешенной продаж, или по прайсовым ценам).

3D-печать5GABC-анализAndroidAppleAppStoreAsusCall-центрChatGPTCRMDellDNSDrupalExcelFacebookFMCGGoogleHuaweiInstagramiPhoneLinkedInLinuxMagentoMicrosoftNvidiaOpenCartPlayStationPOS материалPPC-специалистRuTubeSamsungSEO-услугиSMMSnapchatSonyStarlinkTikTokTwitterUbuntuUp-saleViasatVPNWhatsAppWindowsWordPressXiaomiYouTubeZoomАвдеевкаАктивные продажиАкцияАлександровск ЛНРАлмазнаяАлчевскАмвросиевкаАнализ конкурентовАнализ продажАнтимерчандайзингАнтрацитАртемовскАртемовск ЛНРАссортиментная политикаБелгородБелицкоеБелозерскоеБердянскБизнес-идеи (стартапы)БрендБрянкаБукингВахрушевоВендорВидеоВикипедияВирусная рекламаВирусный маркетингВладивостокВнутренние продажиВнутренний маркетингВолгоградВолновахаВоронежГорловкаГорнякГорскоеДебальцевоДебиторкаДебиторская задолженностьДезинтермедитацияДзержинскДивизионная система управленияДизайнДимитровДирект-маркетингДисконтДистрибьюторДистрибьюцияДобропольеДокучаевскДоменДружковкаЕкатеринбургЕнакиевоЖдановкаЗапорожьеЗимогорьеЗолотоеЗоринскЗугрэсИжевскИловайскИрминоКазаньКалининградКировскКировскоеКомсомольскоеКонстантиновкаКонтент-маркетингКонтент-планКопирайтингКраматорскКрасноармейскКрасногоровкаКраснодарКраснодонКраснопартизанскКрасный ЛиманКрасный ЛучКременнаяКураховоКурскЛисичанскЛуганскЛутугиноМакеевкаМариупольМаркетингМаркетинговая информацияМаркетинговые исследованияМаркетинговый каналМаркетинг услугМаркетологМарьинкаМедиаМелекиноМелитопольМенеджментМерчандайзерМерчандайзингМиусинскМолодогвардейскМоскваМоспиноНижний НовгородНиколаевНиколаевкаНишевой маркетингНовоазовскНовогродовкаНоводружескНовосибирскНумерическая дистрибьюцияОдессаОмскОтдел маркетингаПартизанский маркетингПервомайскПеревальскПетровскоеПлата за кликПоисковая оптимизацияПопаснаяПравило ПаретоПривольеПрогнозирование продажПродвижение сайтов в ДонецкеПроизводство видеоПромоПромоушнПрямой маркетингРабота для маркетологаРабота для студентаРазработка приложенийРаспродажаРегиональные продажиРекламаРеклама на асфальтеРемаркетингРетро-бонусРибейтРитейлРовенькиРодинскоеРостов-на-ДонуРубежноеСамараСанкт-ПетербургСаратовСватовоСвердловскСветлодарскСвятогорскСевастопольСеверодонецкСеверскСедовоСейлз промоушнСелидовоСимферопольСинергияСколковоСлавянскСнежноеСоздание сайтов в ДонецкеСоледарСоциальные сетиСочиСтаробельскСтаробешевоСтахановСтимулирование сбытаСуходольскСчастьеТелемаркетингТельмановоТираспольТорговый представительТорезТрейд маркетингТрейд промоушнТюменьУглегорскУгледарУкраинскХабаровскХарцызскХерсонХостингЦелевая аудиторияЦифровой маркетингЧасов ЯрЧелябинскШахтерскЮжно-СахалинскЮнокоммунаровскЯндексЯсиноватая