Мотивация — побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида к совершению действия и (или) достижения цели. Термин мотивация происходит от французского motif, в свою очередь, происходящего от латинского moveo – двигаю.
Мотивация в маркетинге — это побуждение к достижению целей компании при непременном руководстве принципами маркетинга. Другими словами мотивация это процесс побуждения к совершению необходимого действия, к достижению результата, при непременном балансе между целями компании, целями побуждаемого (работника, клиента) для наиболее полного удовлетворения потребностей рынка (и все это на принципах маркетинга).
Процесс мотивации — динамический процесс психофизиологического плана — стремление управлять поведением человека.
Мотивирование (стимулирование) — это механика побуждения к достижению цели посредством формирования внешней мотивации. Аффирмации – высказывания, формирующие позитивное отношение к делу.
Мотив — побудительная причина, повод для запуска механизма действия, с целью обретения желаемого, материального или духовного предмета, обретение (достижение) которого выступает смыслом деятельности человека. Мотив это отражение потребности в сознании, который побуждает человека к постановке цели и совершению необходимых для ее достижения действий. Мотив часто путают с потребностью и целью. Цель — результат сознательного целеполагания. Потребность — это, по сути, осознанная неудовлетворенность.
Мотивация может быть внутренней и (или) внешней, материальной или не материальной.
Внутренняя мотивация (интринсивная мотивация) — мотивация, связанная с самим содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами, существующая при отсутствии внешних мотивирующих факторов: требований или подкреплений. Внутренняя мотивация означает желание человека совершать какую-либо деятельность ради самой этой деятельности. Термин «внутренняя мотивация» впервые был определен в 1950 г. в работах Р. Вудвортса и Р. Уайта.
Внешняя мотивация (экстринсивная мотивация) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. В этом случае, факторы, которые запускают механизм мотивации, его инициируют и регулируют, находятся вне индивидуума. Внутренняя мотивация может помочь нам сотворить с собой «обыкновенное чудо», внешняя мотивация – серьезный инструмент в руках умелых манипуляторов.
Положительная и отрицательная мотивация. Положительная мотивация основана на положительных стимулах. Отрицательная мотивация, основанная на отрицательных стимулах.
Демотивация – процесс исключения мотивирующих факторов, мотивов, побуждение к отсутствию действий. Демотивированный человек – индивидуум с исключенной заинтересованностью, отсутствующей мотивацией, не имеющий причин, поводов для действия и (или) для достижения цели.
Система мотивации – комплекс управленческих техник, включающих: формулирование целей, оценку внутренней мотивации, стимулирование, анализ действующей мотивации, направленный на достижение индивидуумом поставленной перед ним цели.
Основными компонентами мотивации являются:
- потребности, желания, ожидания и т.д.;
- определенное поведение;
- цели, стимулы, вознаграждения;
- обратная связь.
Существует 2 уровня мотивации: мотивация сохранения; мотивация достижения.
Мотивация сохранения – мотивация направленая на то, чтобы не потерять то, что уже создано.
Мотивация достижения – мотивация, направленная на достижение поставленной цели. Мотивация достижений требует гораздо большей силы эмоций и больших усилий. Известный писатель и менеджер Х.Джонс отмечал: "При самой высокой целеустремленности в мире, при самом сильном руководстве и при самой удачной стратегии компания ничего не добьется, пока каждый из рядовых членов организации не поймет, чего он пытается достичь и не приложит всех сил для достижения этого результата«.
Мотивация потребительского поведения – работа по оказанию целенаправленного воздействия на поведение потребителей, заключающееся в маркетинговом побуждении и корректировки поведения потребителя в отношении предмета маркетинга. Сознание потребителя – это совокупность мотивов, нужд, потребностей, личностных ценностей, закономерностей принятия решений, обусловленных менталитетом и индивидуальными характеристиками. Обратная связь со стороны потребителя на мотивацию поведения – это покупки, лояльность и заинтересованность в предмете маркетинга.
Мотивация потребительского поведения предполагает решение следующих задач:
- определение тенденции рынка и прогнозирование спроса, цены и других параметров и т.д.;
- анализ потребительских мотивов;
- анализ наиболее эффективных методов воздействия;
- активное воздействие на клиентов;
- повышение лояльности клиента.