Факторы спроса

Факторы спроса (детерминанты спроса) — факторы, определяющие величину спроса, рассматриваемые при анализе конъюнктуры рынка. 

Факторы спроса разделяют на ценовые и неценовые детерминанты.

К ценовым факторам спроса относят

  1. Цена товара – взаимозависимость стоимости и спроса между собой. 
  2. Цена на другие взаимозаменяемые прямые и не прямые товарные аналоги
  3. Цена на дополнительные и смежные товары, товары расширяющие функционал основного товара. 

Основным детерминантом является цена товара, напрямую влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Взаимосвязь между иными ценовыми факторами взаимосвязь работает по-разному. К примеру, рост цены на чай, вполне возможно, при определенных условиях, может привести к увеличению спроса на кофе, в то время как повышение стоимости бензина может привести к снижению спроса на новые автомобили. 

Неценовые факторы спроса:

  1. Маркетинговые неценовые детерминанты спроса: 
    • Потребительское качество товаров и услуг – соответствие получаемого удовлетворения ожидаемому;
    • Известность марки, под именем которой продается товар или услуга;
    • Реклама и промоушн товаров и марок;
    • Доступность товаров и услуг для покупки и потребления;
    • Количество предложения товара и услуг на рынке;
  2. Общественные факторы:
    • Привычки потребления и опыт потребления;
    • Число потребителей;
    • Общественные традиции;
    • Современный вкус;
    • Стиль;
    • Культура;
    • Уровень цивилизации; 
    • Воспитание
    • проч.
  3. Экономические факторы: 
    • Доход главы семьи;
    • Совокупный доход остальных членов семьи, имеющих заработки;
    • Программы финансового стимулирования спроса (кредитование, лизинг, рассрочка).
  4. Неэкономические факторы:
    • Действия рыночного регулятора;
    • Природные условия, определяющие потребление (например, климат, структура почвы, виды дорог и т.д.); 
    • Ожидания потребителя (ажиотажный спрос, сезонный спрос, инфляционные ожидания, ожидание влияния рыночного регулятора и проч.).

Факторы спроса влияют на совокупность спроса – выражение в денежном эквиваленте желания потребителей купить товар, это общий объем спроса на товары и услуги. В совокупности факторы спроса формирует структуру спроса – доли тех или иных товаров и услуг в совокупном спросе. 

Делитесь нашими материалами с друзьями!

 

 

Заказать разработку сайта