Факторы спроса (детерминанты спроса) — факторы, определяющие величину спроса, рассматриваемые при анализе конъюнктуры рынка.
Факторы спроса разделяют на ценовые и неценовые детерминанты.
К ценовым факторам спроса относят:
- Цена товара – взаимозависимость стоимости и спроса между собой.
- Цена на другие взаимозаменяемые прямые и не прямые товарные аналоги
- Цена на дополнительные и смежные товары, товары расширяющие функционал основного товара.
Основным детерминантом является цена товара, напрямую влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Взаимосвязь между иными ценовыми факторами взаимосвязь работает по-разному. К примеру, рост цены на чай, вполне возможно, при определенных условиях, может привести к увеличению спроса на кофе, в то время как повышение стоимости бензина может привести к снижению спроса на новые автомобили.
Неценовые факторы спроса:
- Маркетинговые неценовые детерминанты спроса:
- Потребительское качество товаров и услуг – соответствие получаемого удовлетворения ожидаемому;
- Известность марки, под именем которой продается товар или услуга;
- Реклама и промоушн товаров и марок;
- Доступность товаров и услуг для покупки и потребления;
- Количество предложения товара и услуг на рынке;
- Общественные факторы:
- Привычки потребления и опыт потребления;
- Число потребителей;
- Общественные традиции;
- Современный вкус;
- Стиль;
- Культура;
- Уровень цивилизации;
- Воспитание
- проч.
- Экономические факторы:
- Доход главы семьи;
- Совокупный доход остальных членов семьи, имеющих заработки;
- Программы финансового стимулирования спроса (кредитование, лизинг, рассрочка).
- Неэкономические факторы:
- Действия рыночного регулятора;
- Природные условия, определяющие потребление (например, климат, структура почвы, виды дорог и т.д.);
- Ожидания потребителя (ажиотажный спрос, сезонный спрос, инфляционные ожидания, ожидание влияния рыночного регулятора и проч.).
Факторы спроса влияют на совокупность спроса – выражение в денежном эквиваленте желания потребителей купить товар, это общий объем спроса на товары и услуги. В совокупности факторы спроса формирует структуру спроса – доли тех или иных товаров и услуг в совокупном спросе.