Схема расчета следующая.
Всех потребителей товара разделяют на тех, кто:
- впервые приобретает данную продукцию (они формируют рынок первичных продаж - Еперв);
- повторно покупает товар на замену старого (повторные или вторичные продажи - Еповт);
- приобретает второй, третий и т.д. экземпляры товара дополнительно к уже имеющемуся (дополнительные продажи - Едоп).
Исходя из этого общий объем реализации (Е) представляется в виде трех слагаемых:
Е = Еперв + Еповт + Едоп
Для каждой конкретной фирмы данные продажи распределены во времени: повторные и дополнительные продажи могут иметь место только в том случае, если были первичные. Однако для рынка в целом в каждый фиксированный момент времени присутствуют все три типа покупателей. Поэтому с точки зрения оценки емкости рынка большое значение имеет измерение их активности.