Дропшиппинг – это вид торговой деятельности, дилерство, заключающееся в посредничестве между производителем товаров и розничным покупателем.
Термин дропшиппер происходит от сочетания английских слов "drop shipping", означающих прямую поставку.
Суть дропшиппинга заключается в предоставлении услуг производителю товаров по поиску покупателей на товары и (или) услуги. Дропшиппер предоставляет "витрину" и промоушн товару производителя, осуществляет торговый маркетинг и прием заказов от покупателей. Дропшиппер от своего имени оформляет сделку и принимает оплату стоимости товара.
В качестве заказчика на дилерские услуги дропшиппера могут выступать:
- производители товаров, не занимающиеся сбытом собственного товара в принципе
- производители товаров, не занимающиеся сбытом товаров в каком-либо территориальном или отраслевом сегменте рынка или на другом рынке;
- оптовые посредники, распределяющие товар через систему дилеров и(или) дропшипперов.
Отличительной особенностью дропшиппинга от иного вида дилерской деятельности является прямая поставка покупателю купленного у дропшиппера товара или оказание услуги покупателю напрямую производителем.
Дропшиппинг на товарном рынке не предполагает расходы на транспортное-товарную логистику, поскольку с момента заказа товара или услуги (а зачастую и с момента предоплаты) покупателем, все расходы и менеджмент по перемещению товара ложатся в обязанность производителя. Производитель же осуществляет весь комплекс хранения и распределения товаров, рекламный маркетинг, работу с претензиями покупателей, гарантийную и постгарантийную работу.
Дропшиппинг на рынке услуг предполагает то, что производитель услуг самостоятельно осуществляет весь комплекс производимых им услуг, исключая из обязанностей по сделке с покупателем дропшиппера.
Посредническая обязанность дропшиппера считается выполненной если покупатель товаров и (или) услуг примет условия оферты или договора, а в ряде случаев, полностью или частично оплатит товары или услуги прооизводителя, а дропшиппер передаст информацию о намерении покупателя и условии сделки производителю в установленной доровором между дропшиппером и производителем форме.
В ряде случаев, производитель может отправлять товары покупателю от имени дропшиппера. Это практикуется при развитом дропшиппинге и (или) когда рыночный вес дропшиппера больше, чем у поставщика товаров и (или) услуг.
Преимущества дропшиппинга:
- не требует расходов на закупку и логистику товаров;
- у дропшиппера нет необходимости в менеджменте по обслуживанию сделок;
- дропшиппер имеет возможность заключить аналогичные дилерские соглашения с другими производителями (если это прямо не запрещено правилами дропшиппинга);
- свой брендинг дропшиппер ведет самостоятельно, участвуя в брендинг-программах производителя;
- маркетинг производителя помогает дропшипперу выстраивать самостоятельные отношения с рынком.
Недостатки дропшиппинга – по сути, обратная сторона достоинств.
- дропшиппер не контролирует закрытие сделки;
- дропшиппинг не предполагает управление удовлетворением покупателя;
- качество товара или качество оказываемых услуг полностью зависят от производителя.