Даунсайзинг (downsizing) в маркетинге – уменьшение количества продукта в упаковке без изменения цены. В буквальном переводе с английского, "downsizing" означает уменьшение размера;
Даунсайзинг может осуществляться как в отношении уменьшения веса (объема) в упаковке, так и в отношении уменьшения физического размера упаковки товара без изменения цены на товар.
Различают следующие виды даунсайзинга:
- даунсайзинг продукта – изменение объема продукта без изменения размера упаковки и цены товара;
- даунсайзинг упаковки – изменение размера упаковки, и , соответственно, объема продукта при сохранении пропорций упаковки и дизайна.
Цель даунсайзинга – увеличить или сохранить рентабельность продажи единицы товара за счет снижения себестоимости продукта, путем уменьшения его объема (массы) в упаковке товара, при сохранении прежней стоимости единицы товара.
Задача даунсайзинга:
- в одном случае, даунсайзинг – не совсем честная практика получения выгоды производителем, основанная на невнимательности и привыкании потребителей к товару;
- в другом случае, даунсайзинг – вынужденная мера ценового стимулирования, позволяющая сохранить позиции в ценовом сегменте, при повышении себестоимости товара на полке и сохранении требуемой нормы рентабельности.
- в третьем, даунсайзинг – тактика следования за лидером (за трендом в ценовом сегменте), когда прямой конкурент и лидер применяет эту тактику, вынуждая остальных конкурентов к ее применению, особенно, если говорить о ценовых сегментах от среднего и ниже.
Предпосылки для даунсайзинга:
- резкое повышение стоимости основных ингредиентов или на обслуживание производства, характерные для всей отрасли;
- ценовой и товарный сегмент характеризующийся высокой конкуренцией ("конкурентная война")
- высокий уровень узнаваемости и лояльности к марке;
- товар не эластичного спроса.
Сущность даунсайзинга. Эта тактика "на грани обмана", но осуществляемая в рамках законов, поскольку формально не придерешься: на упаковке вес или объем всегда указан и ничего не мешает покупателю определить и понять для себя выгодность покупки того или иного товара, подвергшегося даунсайзингу. Даунсайзинг – одна из форм камуфлирования повышения цен на продукцию.
В ценовых сегментах средний+ и выше, тактика даунсайзинга применяется так же активно, но маркетинговая стратегия «честная упаковка» все больше набирает популярность среди производителей товаров, позволяющая привлечь внимание покупателей.
Даунсайзинг – это тоже самое, что шринкфляция.