CPA (Cost Per Action, цена за действие) — одна из моделей оплаты за интернет-рекламу, при которой рекламодатель оплачивает не количество показов или кликов по объявлению, а совершение определенных заданных действий на его сайте или в веб-приложении.
Для рекламодателя эта модель является наиболее выгодной, поскольку в этом случае он платит только за фактически приведенных клиентов, которые с максимальной вероятностью обеспечат ему прибыль. Для того, кто размещает рекламу (вебмастер или нанятое агентство), напротив, CPA является потенциально менее прибыльной, поскольку обеспечить выполнение целевого действия в разы сложнее, чем просто показать объявление или заставить пользователя кликнуть на него (к примеру, использовав тизер).
С другой стороны, при использовании модели CPA стоимость каждого достижения цели оплачивается, как правило, на порядок лучше по сравнению с тысячей показов или кликов.
Трактовки определения
CPA также иногда расшифровывается (в основном западными маркетологами) как Cost Per Acquisition — цена за приобретение. Причина этого в том, что чаще всего такую модель оплаты выбирают онлайн-ритейлеры, цель которых — продать определенный товар. Однако в российской практике такая трактовка практически не используется. Если нужно подчеркнуть, что оплата осуществляется не за какое-то действие, а именно за покупку, применяется термин CPS (Cost Per Sale).
Возможные действия, заданные в качестве цели
В качестве цели задается то действие, которое соответствует цели рекламодателя. Если рекламируется коммерческий сайт, то таким действием обычно становится одно из следующих:
- Лид (акт регистрации или предоставления пользователем своих данных, к примеру, через форму заявки) — существует отдельный термин CPL , Cost Per Lead
- Покупка (добавление товара в «Корзину»)
- Посещение заданной целевой страницы (не той, на которую попадает пользователь при клике на рекламу)
- Скачивание файла (как правило, это прайс-лист)
Если же сайт имеет информационный характер, цели традиционно выбираются следующие:
- Посещение определенного количества страниц сайта (возможно задать также определенное время посещения каждой страницы)
- Просмотр ролика (может присутствовать ограничение по времени просмотра или же целью может быть просмотр ролика до конца)