Бизнес для государства (B2G, business-to-government, b2g-маркетинг) — в широком понимании отношения между бизнесом и государством, данное понятие включает в себя оказанные услуги и (или) поставляемые товары, бизнес-решения, предлагаемые той или иной фирмой государству.
Бизнес для государства предполагает (b2g) , с одной стороны, сложную многоступенчатую систему принятия решений, тендерную структуру закупок, сложные финансовые условия и схемы материального обеспечения закупок, с другой стороны, огромное участие и влияние административного ресурса, масштабность и регулярность взаимоотношений между бизнесом и государством.
К формам B2G (взаимодействия государства и бизнеса) относят:
- государственные контракты на поставку и оказание услуг;
- арендные отношения, в которых бизнес выступает в роли арендатора;
- финансовую аренду — лизинг оборудования;
- частно-государственные партнерства;
- концессионные соглашения.
Основным инструментом B2G (рыночного сегмента взаимодействия государства и бизнеса) можно считать закупки для нужд государства, муниципальных нужд, для нужд прочих госорганов и учреждений и ведомств. Государственные закупки отличаются крайней сложностью регулирующих законов. Все закупки государственных институтов опираются на отдельные федеральные и местные законы, правила и рекомендации отдельных министерств и ведомств. Каждая государственная закупка должна удовлетворять всем упомянутым выше законам и рекомендациям.
Другим инструментом B2G является частно-государственное партнерство — форма взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Тогда как бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования, государство получает от бизнеса финансирование и помощь в решении общественно значимых задач.
Функционалом специалиста в сегменте B2G является: мониторинг потребностей государственных клиентов, привлечение и сопровождение ключевых клиентов - госзаказчиков, сопровождение контрактов, контроль платежей государственных заказчиков.
B2G-маркетинг – маркетинг товаров и услуг, обслуживания коммуникации между игроками сегмента B2G, предполагающий:
- подготовку принятия решения;
- разработку персональных предложений, "портфельных", сервисных и кросс-решений для нужд государства;
- подготовку материалов и документов для участия в тендерах и аукционах;
- френдинг и PR среди госчиновников;
- директ-маркетинг, направленный на госчиновников, отвественных за принятие решения;
- корпоративный и товарный брендинг.