Фото: CC0 Public Domain
Мы все сталкивались с моментом в середине предложения, когда просто не могли найти слово, которое хотим использовать, хотя мы уверены, что знаем его.
Почему возникает эта всеобщая проблема среди ораторов?
А когда трудности с подбором слов могут указывать на что-то серьезное? <р>Каждый может время от времени испытывать трудности с подбором слов, но если они случаются очень часто с широким диапазоном слов, имен и цифр, это может быть признаком неврологического расстройства.
Этапы говорения
Произнесение произнесенных слов включает в себя несколько этапов обработки.
К ним относятся:
- определение предполагаемого значения
- выбор правильного слова из «мысленного лексикона» (мысленного словаря словарного запаса говорящего)
- извлечение его звуковой рисунок (называемый его «формой»)
- выполняющий движения органов речи для его артикуляции.
Трудности с поиском слов потенциально могут возникнуть на каждом из этих этапов обработки.
Когда здоровый говорящий не может извлечь слово из своего лексикона, несмотря на ощущение, что знает его, ученые-языковеды называют это феноменом «на кончике языка».
Часто расстроенный говорящий пытается дать немного информации о значении предполагаемого слова: «Знаешь, эта штука, которой ты забил гвоздь», или о ее написании: «Оно начинается с буквы Н!». <р>Состояния на кончике языка относительно распространены и представляют собой тип речевой ошибки, которая возникает в первую очередь во время восстановления звукового образа слова (шаг третий выше).
Что может повлиять на поиск слов?
Трудности с поиском слов возникают в любом возрасте, но с возрастом они случаются чаще. У пожилых людей они могут вызывать разочарование и беспокойство по поводу возможности развития деменции. Но они не всегда являются поводом для беспокойства. <р>Один из способов исследовать трудности с подбором слов — попросить людей вести дневник, чтобы записывать, как часто и в каком контексте они возникают. Дневниковые исследования показали, что некоторые типы слов, такие как имена людей и мест, конкретные существительные (вещи, такие как «собака» или «здание») и абстрактные существительные (понятия, такие как «красота» или «истина»), являются с большей вероятностью приведет к состоянию кончика языка по сравнению с глаголами и прилагательными. <р>Менее часто используемые слова также с большей вероятностью вызывают состояние «на кончике языка». Считается, что это связано с тем, что у них более слабая связь между их значениями и звуковыми моделями, чем у более часто используемых слов.
Лабораторные исследования также показали, что состояния «на кончике языка» с большей вероятностью возникают в социально стрессовых условиях, когда говорящим говорят, что их оценивают, независимо от их возраста. Многие люди сообщают, что во время собеседований при приеме на работу у них возникали проблемы с кончиком языка.
Когда это может привести к более серьезным проблемам?
Более частые сбои с более широким диапазоном слов, имен и цифр, вероятно, указывают на более серьезные проблемы. <р>Когда это происходит, ученые-лингвисты используют термины «аномия» или «аномическая афазия» для описания состояния, которое может быть связано с повреждением головного мозга в результате инсульта, опухолей, травм головы или деменции, такой как болезнь Альцгеймера.
Недавно семья актера Брюса Уиллиса сообщила, что у него диагностировано дегенеративное заболевание, известное как первично-прогрессирующая афазия, одним из первых симптомов которой являются трудности с подбором слов, а не потеря памяти. <р>Первичная прогрессирующая афазия обычно связана с лобно-височной деменцией или деменцией Альцгеймера, хотя она может быть связана и с другими патологиями.
Аномическая афазия может возникнуть из-за проблем, возникающих на разных стадиях речевого развития. Оценка клинического нейропсихолога или логопеда может помочь выяснить, какой этап обработки затронут и насколько серьезной может быть проблема. <р>Например, если человек не может назвать изображение обычного объекта, такого как молоток, клинический нейропсихолог или логопед попросит его описать, для чего используется этот объект (тогда человек может сказать: «Это то, что вы ударяете по предметам». с» или «это инструмент»).
Если они не смогут, их попросят жестикулировать или имитировать, как это используется. Им также может быть предоставлена подсказка или подсказка, например, первая буква (h) или слог (ham).
Большинство людей с аномической афазией получают большую пользу от подсказок, что указывает на то, что они в основном испытывают проблемы на более поздних стадиях запоминания словоформ и двигательных аспектов речи. <р>Но если они не могут описать или имитировать использование объекта, а подсказки не помогают, это, скорее всего, указывает на фактическую потерю знания или значения слова. Обычно это признак более серьезной проблемы, такой как первичная прогрессирующая афазия.
Визуализационные исследования у здоровых взрослых и людей с аномической афазией показали, что за трудности с подбором слов ответственны разные области мозга. <р>У здоровых взрослых случайные неудачи в названии изображения общего объекта связаны с изменениями активности областей мозга, контролирующих двигательные аспекты речи, что указывает на спонтанную проблему с артикуляцией, а не на потерю знания слов.
При аномии, вызванной первичной прогрессирующей афазией, в областях мозга, обрабатывающих значения слов, наблюдается потеря нервных клеток и связей или атрофия.
Хотя аномическая афазия часто встречается после инсульта в левом полушарии мозга, связанные с ней трудности с подбором слов, по-видимому, не различимы по конкретным областям. <р>Существуют методы лечения аномической афазии. В них часто участвуют логопеды, обучающие человека называть задачи, используя различные виды сигналов или подсказок, чтобы помочь вспомнить слова. Сигналами могут быть различные значимые характеристики объектов и идей, звуковые характеристики слов или комбинация того и другого. Приложения для смартфонов и планшетов также показывают себя многообещающе, если их использовать в качестве дополнения терапии к домашней практике.
Тип сигнала, используемого для лечения, определяется характером нарушения здоровья человека. Успешное лечение связано с изменениями активности в областях мозга, которые, как известно, поддерживают речь. К сожалению, эффективного лечения первично-прогрессирующей афазии не существует, хотя некоторые исследования показывают, что логопедическая терапия может дать временный эффект.
Если вас беспокоят трудности с подбором слов у вас или у вашего близкого человека, вы можете обратиться к своему терапевту за направлением к клиническому нейропсихологу или логопеду. Предоставлено Разговором