Комментарий «Америка летит на Марс», — сказал Илон Маск на вчерашней инаугурации президента США Дональда Трампа. Америка уже там, благодаря десятилетиям роботизированных исследований.
Идея Маска — отправить на Красную планету людей, а не марсоходы, катающиеся по поверхности Марса. Затем эти астронавты водрузят на землю американский флаг, как это сделали астронавты «Аполлона» на Луне более полувека назад.
Достижение такого подвига — маловероятного в период президентства Трампа, но приоритетного в дальнейшем — требует преодоления значительных технологических и логистических проблем.
С технологической точки зрения, да, это возможно. Starship от SpaceX еще не вышел на орбиту, а последний запуск закончился катастрофической неудачей, однако при достаточном финансировании ракету можно было бы ввести в эксплуатацию и отправить на Марс с экипажем на борту.
Однако это был бы неприятный и потенциально сокращающий жизнь опыт для экипажа. Путешествие на планету и обратно в одиночку было бы опасным; потребовалось бы экранирование, чтобы справиться с суровыми условиями глубокого космоса (не забывая о случайных солнечных вспышках), и космический корабль должен был бы надежно функционировать на протяжении всей миссии или нести достаточно запасных частей и ресурсов для устранения потенциальных поломок.
И затем есть жизнь на поверхности самого Марса. Это враждебное место, лишенное защиты Земли. Астронавтам нужно было бы укрыться от радиации, бороться с пылью и следить за тем, чтобы флаг не стал красным во время марсианских штормов.
Астронавтам понадобится средство возвращения, если только миссия не была запланирована как путешествие в один конец.
Это сложно, но не невозможно при достаточной финансовой поддержке. Это также не новая идея. Еще до того, как люди отправились на Луну, были предложения о пилотируемых миссиях на Марс. Первая американка в космосе, Салли Райд, приняла участие в этом с неофициально названным «Отчетом о поездке», в котором описывалось, как можно построить форпост на Марсе в 2020-х годах.
Однако все грандиозные планы потерпели крах из-за сочетания недостатка политической воли и финансирования. В книге Джона М. Логсдона «После Аполлона?» автор документирует нежелание администрации Никсона воссоздать зрелище высадки на Луну с полетом на Марс и вместо этого сократить долю дискреционных расходов на космическую программу, что продолжалось независимо от политических убеждений администрации США.
Тем не менее, если поступит достаточное финансирование — а в отличие от дней Аполлона, миллиардеры-олигархи, такие как Илон Маск и Джефф Безос, оба имеют большие ракеты и интерес к космосу — тогда можно будет преодолеть технологические препятствия. Время, однако, совсем другое дело.
Президент США Дональд Трамп использовал свою инаугурацию, чтобы подтвердить свою поддержку пилотируемых миссий на Марс, хотя он не ставил конкретной цели. Однако даже самые оптимистичные наблюдатели сомневаются, что ботинки достигнут поверхности до окончания второго срока Трампа.
Следующие два окна запуска на Марс — когда планеты можно будет достичь в кратчайшие сроки с использованием обычных технологий — приходятся на 2026 и 2028 годы. Хотя окно 2026 года открывается в конце года и продлится до 2027 года, Starship от SpaceX вряд ли будет готов вовремя, не в последнюю очередь с учетом взрыва корабля Starship во время седьмого испытательного полета.
Маск сказал, что план состоит в том, чтобы отправить беспилотные корабли Starship на Марс в 2026 году, а затем в следующем десятилетии — пилотируемые корабли. Учитывая, что сейчас 2025 год, времени остается все меньше, чтобы доказать, что Starship можно запустить за пределы околоземной орбиты, не говоря уже о том, чтобы придумать систему посадки, которая будет работать на Марсе.
The Register поговорил с бывшим ученым Voyager доктором Гарри Хантом о возможности поездки. Хант отметил, что опасности такого путешествия «огромны», хотя и сравнил миссию с путешествиями Колумба, которого предупреждали о рисках перед отправлением, но он все равно это сделал.
Хант сказал, что он предпочитает роботизированные исследования, но признал, что пилотируемые экспедиции неизбежны, и считает, что китайцы, скорее всего, первыми отправят экипаж на Марс. Страна уже на пути к тому, чтобы обойти США по образцам, возвращенным с поверхности Марса.
«Собираются ли люди в США срезать углы, чтобы попытаться догнать китайцев?» — спросил он.
Также потребуются более мощные методы движения, чтобы обойти существующие окна перехода на Марс, и, как заметил Хант, планирование пилотируемой миссии на Марс должно было начаться всерьез несколько десятилетий назад.
NASA, например, все еще пытается завершить миссию по возвращению образцов с Марса, которая вписывалась бы в его бюджет. Даже при помощи коммерческого поставщика США все еще, похоже, собираются отставать от китайцев. Высадка американского астронавта на Марс для установки флага на порядок сложнее.
Что касается астронавтов, ходящих по инородным телам, то ближайшей целью NASA является Луна, для чего требуются посадочные модули, разработанные SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса. Американское космическое агентство не захочет, чтобы его коммерческие партнеры отвлекались от этой цели, если только его собственные цели также не изменятся.
Следующие несколько недель и месяцев будут интересными, поскольку космические агентства и коммерческие компании будут бороться со словами и желаниями администрации США. Прошло семь лет с речи президента Джона Ф. Кеннеди «Мы выбираем отправиться на Луну» до первой высадки «Аполлона». Даже при условии свободного финансирования американские астронавты вряд ли смогут установить звездно-полосатый флаг на Марсе до 2030-х годов и потребуют поддержки со стороны нескольких администраций США. ®