Потрясения для китайских компаний электронной коммерции и технологий

Китай оказывает существенное влияние на глобальную электронную торговлю. Большое внимание уделяется Alibaba, одной из крупнейших платформ электронной коммерции в мире.

Президент Китая Си Цзиньпин ужесточил правила для компаний в сфере электронной коммерции и технологий. Он занял позицию, согласно которой правительство должно контролировать частный сектор, даже когда акции компаний торгуются на бирже.

В конце 2020 года Джек Ма, основатель Alibaba, раскритиковал китайское правительство за то, что оно не склонно к риску, и вскоре последовали ответные меры. Ма планировал вывести финансовое подразделение Alibaba, Ant Group, на биржу в ноябре 2020 года с крупнейшим первичным публичным размещением акций в истории на сумму 37 миллиардов долларов. Через день после его объявления китайское правительство приостановило IPO, и Ма исчез из поля зрения общественности. В 2021 году Alibaba оштрафовали на 2,8 миллиарда долларов за монополию. С тех пор компания потеряла около 400 миллиардов долларов рыночной стоимости.

Государственный контроль

Пытаясь обуздать чрезмерное потребление, Си много говорил об «общем процветании» — точке зрения, согласно которой все граждане должны иметь умеренное богатство, а богатые должны отдавать долг обществу. Си обвиняет технологический сектор страны в увеличении имущественного неравенства. Он ясно дал понять, что готов пожертвовать экономическим ростом, чтобы придерживаться идеологии коммунистической партии.

В 2022 году Alibaba и Tencent, китайский конгломерат технологий и развлечений, а также владелец приложения для обмена сообщениями WeChat, объявили о значительных увольнениях — около 15% своей рабочей силы.

По состоянию на сентябрь 2022 года принудительные действия правительства уничтожили рыночную стоимость китайских компаний на сумму более 1,5 триллиона долларов. На крупные интернет-компании, такие как Meituan, JD.com, Baidu, Alibaba и Tencent, было наложено 98 штрафов. На эти компании были наложены кумулятивные штрафы в размере 3,25 миллиарда долларов.

После IPO в США Didi, крупнейшая китайская компания по перевозке пассажиров, стала объектом проверки кибербезопасности со стороны китайского правительства.

Неопределенность фондового рынка

Регулирующие органы США после многих лет споров о соблюдении требований аудита пригрозили исключить Alibaba и более 270 других китайских компаний из списка американских фондовых бирж, указанных в соответствии с Законом об ответственности иностранных компаний от 2020 года.

Комиссия по ценным бумагам и биржам потребовала предоставить полный доступ к аудиторским рабочим документам, хранящимся в Китае. Правительство Китая заблокировало этот доступ, сославшись на соображения национальной безопасности. Цены на акции этих китайских компаний упали из-за неопределенности.

Наконец, 26 августа правительства Китая и США подписали соглашение, позволяющее регулирующим органам США проверять китайские аудиторские документы рассматриваемых компаний. Тем не менее, некоторые из этих компаний хотят перейти на Гонконгскую биржу.

День холостяков

За последние несколько лет День холостяков Alibaba 11 ноября стал крупнейшим глобальным онлайн-шопингом года с рекордными доходами и развлекательными трансляциями с участием мировых знаменитостей.

В этом году День холостяков был приглушен, так как ни Alibaba, ни JD.com, который также проводит мероприятие 11/11, не публиковали информацию о развлечении и не объявляли данные о своих продажах. Alibaba сослалась на ограничения, связанные с пандемией, как на причину, по которой у нее не было обычного торжества, намекая на «макро-проблемы и последствия, связанные с Covid-19». В соответствии с правительственной директивой «общего процветания» продавцы электронной коммерции не поощряют чрезмерное потребление.

Тем не менее, Alibaba сообщила, что в этом году в выставке приняли участие 290 000 брендов из более чем 90 стран в 7000 товарных категориях. Торговая площадка Alibaba Tmall предложила ко Дню холостяка более 17 миллионов товаров, что на 3 миллиона больше, чем в прошлом году.

Результаты Alibaba за третий квартал за период, закончившийся 30 сентября 2022 года, были объявлены 17 ноября. Несмотря на сложную ситуацию, компания добилась роста выручки на 3% по сравнению с прошлым годом, что в общей сложности составило 29 миллиардов долларов, хотя она произвела чистую прибыль. убытки в размере 3,2 миллиарда долларов. Трансграничная торговля замедлилась.

Многие инвесторы теперь называют Alibaba рискованной и нестабильной компанией, зависящей от прихотей китайского правительства. Ранее в этом году ее генеральный директор Дэниел Чанг сказал: «Мы считаем, что в значительной степени овладели всеми потребителями с покупательной способностью в Китае. Мы сосредоточимся на переходе от привлечения новых пользователей к их удержанию».

Последствия смешения капитализма с коммунизмом все еще проявляются. Alibaba сталкивается с растущей конкуренцией со стороны конкурентов JD.com, торговой площадки Pinduoduo, предназначенной только для мобильных устройств, и новых платформ электронной коммерции для прямой трансляции, таких как платформа коротких видео Douyin от ByteDance, известная за пределами Китая как TikTok, которая получила долю от компаний Alibaba Tmall (B2B) и Таобао (C2C).

По мере роста этих конкурентов они тоже окажутся в центре внимания китайского правительства.

Делитесь нашими материалами с друзьями!

 

 

Заказать разработку сайта